В Подольске Московской области на базе АО «Электропровод» прошла ежегодная всероссийская научно-практическая конференция «Электропитание-2024»
Ассоциация «Электропитание» — это объединение разработчиков, производителей и потребителей средств электропитания. Она была основана в 1991 году и сегодня играет ключевую роль в формировании единой научно-технической политики и объединении потенциала промышленных предприятий, отраслевых институтов, академической и вузовской науки для разработки и производства современных систем и средств электропитания.
Ежегодно ассоциация проводит научно-практическую конференцию «Электропитание». В 2024 году мероприятие состоялось в городе Подольске Московской области на базе АО «Электропровод». Помимо АО «Электропровод», соорганизаторами конференции выступили Секция «Научные проблемы электропитания» Научного совета «Электрофизика, электроэнергетика и электротехника» РАН, Академия электротехнических наук РФ, Академия наук авиации и воздухоплавания (АНАиВ), а также Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова (ЦИАМ). Информационными партнёрами конференции стали научно-технический журнал «Электропитание», Издательский дом Академии имени Н. Е. Жуковского и журнал «Крылья Родины».
На открытии конференции выступил президент ассоциации «Электропитание» Сергей Петрович Халютин. Он рассказал о направлениях деятельности ассоциации, о взаимодействии с Академией авиации и воздухоплавания в рамках созданного совместно Объединённого междисциплинарного научно-координационного бюро (ОМНКБ), а также о ключевом проекте Ассоциации — программе «Электродвижение».
С приветственным словом также выступил Роман Евгеньевич Васильев, генеральный директор АО «Электропровод». Он рассказал об истории компании, её инновационных проектах и планах на будущее.
Директор ассоциации «Электропитание», академик АНАиВ Альберт Оганезович Давидов также приветствовал участников конференции. Он пожелал им плодотворной работы и успехов в научно-практической деятельности, а также поделился программой мероприятий, запланированных на время конференции.
Пленарное заседание началось с доклада Халютина С. П., который представил общую концепцию реализации проектов в Объединенном молодежном научном конструкторском бюро имени профессора Н. Е. Жуковского. Он описал цели, задачи и технологии, разрабатываемые в рамках программы «Электродвижение», а также поделился информацией о распределении работ между участниками.
При создании средств электродвижения используется платформенный принцип, который подразумевает применение цифровых паспортов оборудования для идентификации подключаемых устройств и единых стандартов информационного взаимодействия.
Эта технология является развитием научного направления НПО «НаукаСофт» по разработке интеллектуальных цифровых систем распределения электроэнергии. В рамках этой технологии расширяются функциональные возможности системы распределения энергии, что позволяет значительно сократить время, необходимое для создания новых систем электродвижения.
Также становится возможным использовать продукцию различных производителей, поддерживающих платформенный стандарт, для создания транспортных средств. Предполагается, что стандартизация охватит как процесс информационного взаимодействия, так и аппаратные интерфейсы связи между элементами системы.
С пленарными докладами выступили академики АНАиВ А. О. Давидов и С. А. Харитонов. Они рассказали о текущем состоянии и перспективах проектирования и производства химических источников тока, приводных двигателей и полупроводниковых преобразователей электроэнергии в рамках программы «Электродвижение».
А. О. Давидов совместно с С. И. Гавриленковым продемонстрировал, как при известных требованиях к времени полёта и потребляемой мощности разрабатываемого летательного аппарата можно получить оптимальную конфигурацию литий-ионной аккумуляторной батареи и выбрать наилучшую электрохимическую систему.
С. А. Харитонов рассказал о последних достижениях Института силовой электроники НГТУ и предложил использовать перспективные гибридные технологии создания полупроводниковых устройств, полученные в рамках программы «Приоритет-2030», для новых систем электродвижения.
С пленарными докладами также выступили: академик АНАиВ Бондарев Валерий Георгиевич (Военно-воздушная Академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина), Научный сотрудник ВВА им. проф. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (ВВА) Роголенко Олег Николаевич, Доцент кафедры ВВА Дмитриев Владимир Михайлович, доцент МГТУ ГА Демченко Алексей Геннадьевич.
В пленарном докладе, представленном коммерческим директором АО «Электропровод» Максимом Владимировичем Дуйновым, были освещены современные технологии, которыми обладает компания, и рассмотрены перспективы создания кабелей и проводов для электротранспорта.
После пленарного заседания участники конференции посетили производственные площадки, где изготавливают кабельную продукцию. Они смогли увидеть, как это происходит, и ознакомиться с новыми технологиями, которые используются в процессе производства. Кроме того, они ознакомились с испытательной базой, обеспечивающей контроль качества выпускаемой продукции.
На второй день конференции «Электропитание» в рамках запланированных научных мероприятий состоялось заседание круглого стола на тему «Электрические и гибридные летательные аппараты: технологические возможности и перспективы». Встреча прошла в Центральном институте авиационного моторостроения имени П. И. Баранова.
Варюхин А. Н., заместитель генерального директора – директор Исследовательского центра «Гибридные и электрические силовые установки» ЦИАМ, представил доклад, в котором рассказал о достижениях института в области разработки гибридных и электрических силовых установок. Он поделился опытом проектирования магнитоэлектрических двигателей и электрохимических генераторов, способных напрямую преобразовывать энергию водорода в электрическую.
Халютин С. П. в своем выступлении затронул вопросы технологических возможностей и ограничений, связанных с созданием летательных аппаратов на электрической тяге. Он предложил использовать удельную энергию системы, выраженную через удельные свойства ее элементов, в качестве критерия для сравнения различных вариантов энергосистем и оценки преимуществ гибридных и электрических силовых установок.
Кроме того он отметил, что на текущем этапе развития электромеханических и полупроводниковых преобразователей, а также источников электроэнергии, создание гибридных и электрических летательных аппаратов ограниченно малыми летательными аппаратами, ввиду неэффективности автономных источников электроэнергии.
Академик Старостин И. Е. в своем докладе предложил использовать единый энергетический подход для моделирования физических и химических систем, а именно метод математического прототипирования энергетических процессов. Он продемонстрировал, как методы машинного обучения могут упростить процесс получения аналитических решений, которые можно применять в цифровых двойниках электроэнергетических систем летательных аппаратов.
После докладов участники круглого стола смогли увидеть макеты силовых установок, разработанных в ЦИАМ, для гибридных и электрических летательных аппаратов.
Источник - https://anav.ru/news