10–11 апреля 2025 г. на базе Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА: Кронштадтский б р, д. 20 / ул. Пулковская, д. 6, стр. 1) состоялась Всероссийская научно-техническая конференция «XXII Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н.Е. Жуковского», приуроченная к 105-летию военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Участники мероприятия обсудили актуальные вопросы авиационной науки и технологий, инновационные решения для повышения безопасности и эффективности авиационных систем, особенности эксплуатации бортового оборудования в России и за рубежом, а также исторические аспекты становления отечественной авиации.
Благодаря тому, что третий год конференция проводится совместно с АНАиВ (Академия наук авиации и воздухоплавания) появились новые секции:
-
«Воздухоплавания»
-
«История авиации воздухоплавания»
-
«Эксплуатация авиационной техники»
На сегодняшний день конференция включает 9 секций. Компания НаукаСофт традиционно выступила одним из организаторов события.
На открытии с приветственными словами к участникам конференции обратились:
-
вице-президент АНАиВ доктор технических наук, профессор, научный руководитель ООО «НПО НаукаСофт» Сергей Халютин,
-
проректор МГТУ ГА по научной работе и инновациям, доктор технических наук, профессор Вадим Воробьев,
-
председатель правления ассоциации выпускников и сотрудников ВВИА имени профессора Н. Е. Жуковского кандидат технически наук, доцент Сергей Столяров,
-
от Совета ветеранов ВВИА доктор технических наук, профессор Виталий Харьков,
-
от Дома-музея усадьбы Н. Е. Жуковского кандидат исторических наук Елена Ширканова,
-
генеральный конструктор ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация», д.т.н., член-корреспондент РАРАН Сергей Коротков.
Как отметил председатель конференции Сергей Халютин, из года в год наблюдается положительная динамика проведения научных чтений по авиации: количество участников растёт, качество докладов остаётся высоким, формируется уникальное экспертное сообщество представителей науки - бизнеса - ВУЗов - центральных органов военного управления на благо научно-технологического развития России. В этом году было зарегистрировано 352 участника и 135 докладов (включая 75 организаций: 20 ВУЗов, в том числе несколько высших учебных заведений Министерства обороны, 21 научную организацию, 35 производственных предприятий, компаний).
Развитие технологий гражданского двигателестроения на примере турбореактивных двухконтурных двигателей нового поколения разработки АО «ОДК» и АО «ОДК-Авиадвигатель» ПД-14 и ПД-35 – такой была тема первого доклада пленарного заседания.
В этом докладе Тахир Хайрулин, начальник ОКБ АО «ОДК-Авиадвигатель», перечислил основные достижения в области двигателестроения, например, внедрение аддитивных технологий, композитных материалов для лопаток позволит уменьшить массу вентилятора на 30%. Также были упомянуты итоги работ по разработке компрессора высокого давления, перечислены нюансы создания камеры сгорания с минимальным уровнем выбросов и ряд других инноваций.
Кроме того, были продемонстрированы видеоматериалы с мест проведения экспериментальных исследований, - сертификационные испытания газогенератора ПД-35 для дальнемагистральных лайнеров превзошли все ожидания комиссии.
Характерной тенденцией современного этапа развития авиационных технологий является их миграция из военного сектора в гражданский и наоборот. Другими словами, развиваются технологии «двойного назначения».
Особый интерес вызвал доклад Олега Васильева (НПО НаукаСофт, заслуженный деятель науки РФ, д. т. н., профессор) и Павла Горшкова (д.т.н., доцент), посвященный авиационному радиолокационному комплексу воздушной разведки «Археолог».
Авиационный радиолокационный комплекс воздушной разведки «Археолог» на базе БЛА среднего класса предназначен для круглосуточного радиолокационного мониторинга земной и водной поверхности в интересах обнаружения радиоконтрастных объектов. Основу АРЛК ВР составляет радиолокационная станция бокового обзора с синтезированием апертуры Р-диапазона «Линза».
Проанализированы особенности использования Р-диапазона. Представлены результаты летных экспериментальных исследований АРЛК ВР «Археолог».
Секция I «Летательные аппараты и беспилотные авиационные системы»
среди авторов научных статей - представители:
-
ПАО «ОАК»,
-
ФГБОУ ВО «МГТУ ГА»,
-
АО «Уральский завод гражданской авиации»,
-
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»,
-
ФГБУН «Институт математики и механики им. Н. Н. Красовского»,
-
ФГБОУ ВО «Балтийский государственный технический университет “ВОЕНМЕХ” им. Д. Ф. Устинова»,
-
ФАУ «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского» и др.
Одной из актуальных задач является обеспечение защиты от действий враждебных БПЛА.
В докладах были представлены различные темы, одна из них была посвящена разработке дрона-перехватчика, предназначенного для автономного обнаружения и кинетического поражения БПЛА.
Разработка основана на специальном нейросетевом полетном контроллере, выполняющем низкоуровневое управление на основе высокоуровневых задач. В отличие от классических ПИД-регуляторов, нейросетевые технологии обеспечивают более высокую точность и скорость управления. Ожидается, что такой подход позволит эффективно перехватывать высокоманевренные БПЛА, в том числе FPV-дроны.
Секция II «Силовые установки летательных аппаратов»
К примеру, Талыбов Ариф (Азербайджанский технический университет) представил научную основу поискового конструирования и основанный на ней блочно-модульный принцип создания инновационного конструктивного решения кинематической схемы передаточного механизма многопоточного многоступенчатого главного редуктора вертолета с повышенным уровнем технического совершенства, позволяющего исключение из механической системы дифференциального механизма и обеспечивающего повышение уровня надежности данной системы и ее КПД, а также уменьшение материалоемкости, способствующее разработке вертолетов соответствующих мировым рекордным образцам.
Секция III «Информационно-аналитические и робототехнические системы и комплексы»
Среди авторов научных статей – сотрудники НПО НаукаСофт.
Например, в докладе «Анализ особенностей использования когерентной виброакустической рефлектометрии» (Горшков Павел, д.т.н., доцент, Савенко Владимира, м.н.с. отдела радиооптических систем и комплексов) приведен подробный анализ решения задачи повышения пропускной способности авиационных полигонов, показаны достоинства и преимущества метода регистрации результатов боевого применения АСП путем виброакустической рефлектометрии, рассмотрены поверхностные виброакустические волны в качестве носителя информации о применении АСП, дана оценка расстояния до места падения АСП в зависимости от амплитуды волны и кинетической энергии снаряда.
Лялюк Игорь, к.т.н., доцент, представил методику определения трудоемкости создания программных продуктов при выполнении НИОКР, которая вычисляется как сумма трудоемкости разработки программного обеспечения (ПО) и программной документации с учетом степени новизны ПО, технической среды программирования, сложности ПП, степени использования в разработке стандартных модулей, типовых программ и программных средств вычислительной техники, объема ПО, этапов и видов работ.
Секция IV «Система управления и навигации»
Cреди авторов научных статей – сотрудники НПО НаукаСофт: Харьков Виталий, Халютина Ольга (НПО НаукаСофт), Исаев Сергей (АО «НПП “Топаз”).
Был предложен подход к усилению вычислительной устойчивости задачи оптимального управления за счет введения в алгоритм дополнительных матриц, которые повышают обусловленность процессов вычислений.
В докладе Чернодарова Александра и Патрикеева Андрея (НПО НаукаСофт) «Повышение точности бесплатформенной инерциальной навигационной системы БИНС-500НС на основе расширения модели ошибок волоконно-оптического измерительного модуля» рассмотрены результаты летной отработки системы БИНС-500НС, включающей модуль предполетной оценки и прогнозирования в автономном навигационном режиме ошибок волоконно-оптического измерительного модуля (ВОИМ). Исследуется расширенная модель ошибок ВОИМ, которая включает не только инструментальные дрейфы волоконно-оптических гироскопов (ВОГ), но и угловые перекосы измерительных осей ВОГ относительно требуемой их взаимно ортогональной ориентации.
Секция V «Перспективные бортовые радиоэлектронные комплексы и системы»
Cреди авторов научных статей - представители:
-
АО «ВНИИР-Прогресс»,
-
ФАУ «ГосНИИАС»,
-
научные руководители и студенты ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет гражданской авиации»,
-
МГТУ им. Н. Э. Баумана,
-
ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет» и др.
Басов Дмитрий (ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет») представил доклад об акустической системе обнаружения малоразмерных летательных аппаратов коптерного типа.
Пассивное акустическое определение (пеленгация) – без излучающего зондирования, т. е. без демаскирующего излучения – весьма актуальная задача. Предлагается построить акустическую систему обнаружения малоразмерных летательных аппаратов коптерного типа – «акустический перископ». Выявлено, что слышимые звуковые частоты от винтов БПЛА коптерного типа, в режиме полета на маршевой скорости (режим подлета к объекту поражения) проявляются в диапазоне частот ∆f = 100 Гц...1 КГц.
Цели работы:
1) Исследовать (посредством указанной системы) высокочастотный диапазон звуковых волн и область сверхнизких радиочастот (неслышимых для уха человека) – до 30 КГц с целью выявления наличия кавитационных звуков уплотненных воздушных масс от работы винтов БПЛА коптерного типа.2) При выявлении особенностей акустических сигналов, характерных для БПЛА определенных типов, моделей – формировать соответствующую базу данных (БД) и хранить ее в блоке разрабатываемого комплекса.
3) Для адаптации системы идентификации комплекса определения БПЛА к уровню шумов окружающей местности и совокупности окружающих иных звуков предлагается применение в комплексе нейросети с обучением для сопоставления с данными БД и установления идентификации, типизации и визуализации информации на экран дисплея о подлетающем БПЛА.
4)Передача информации в блок пеленгации и перехвата несанкционированного полета БПЛА.
Секция VI «Авиационная электроэнергетика»
В числе руководителей были сотрудники НПО НаукаСофт (Лёвин Александр, Давидов Альберт), было выслушано 13 докладов. Например, Кукоба Игорь, Давидов Альберт (ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет гражданской авиации») представили в докладе обзор и анализ методов построения математических моделей литийионных аккумуляторов. Приведено описание процедуры разработки математической модели литийионного аккумулятора с применением метода математического прототипиривания для описания электроэнергетических параметров и характеристик литийионного аккумулятора при решении задачи диагностирования технического состояния.
Секция VII «Эксплуатация авиационной техники»
Среди которых было выступление Чернодарова Александра (НПО НаукаСофт), а также Коробкова Юрия и Алымова Владимира (ПАО «Яковлев»). Был рассмотрен синтез программно-аппаратного комплекса, который позволяет выявить наиболее критичные функциональные системы (ФС) перспективного воздушного судна (ВС). Выявление таких ФС является одной из задач анализа потребностей обучения (TNA – Training Needs Analysis). Предлагаемое решение задачи опирается на комбинацию прогнозирования параметров состояния ФС и фильтрацию Калмана. Выявленные критичные ФС в первую очередь подлежат включению в курс обучения персонала перспективных ВС.
Секция VIII «Проблемы и задачи воздухоплавания»
здесь были перечислены ключевые направления и технологии дальнейшего развития дирижаблей (10 докладов). К примеру, Константинов Федор (ООО «Аэронова») рассказал об этапах разработки, изготовления и испытания стратостатов и перспективы их использования в качестве атмосферных спутников с автономным энергоснабжением. Разработан и испытан при дрейфе в течение 3,5 суток стратостат с оболочкой открытого типа (нулевого давления) и оболочкой избыточного давления, стабилизирующей высоту без использования балласта. Приводились результаты запуска и отслеживания траектории стратостата, были продемонстрированы зарегистрированные данные и видеосъемка. Дана оценка перспективам использования стратостатов с использованием автономного энергоснабжения и управлением высотой при длительном дрейфе в стратосфере.
Секция IX «История авиации и воздухоплавания»
15 докладов
Например, в докладе Дмитрия Сбоева (ФАУ «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского») были рассмотрены управляемые аэростаты (проекты и построенные аппараты), в которых для движения в горизонтальном направлении используется не движитель с механическим или реактивным мотором, но аэродинамическая сила, возникающая либо на установленных на аэростате крыльях, либо на его оболочке специальной формы и разность веса и силы плавучести, которыми управляет экипаж. Этот принцип движения сейчас довольно широко применяется в подводных автономных аппаратах (подводных планерах), но был предложен в XIX веке, как для полетов в атмосфере, так и для подводного плавания. Проведенный анализ показал, что впервые эта идея возникла и была исследована в России в 1841 г.
Участники конференции выразили благодарность руководству Московского государственного технического университета гражданской авиации за высокий уровень организации конференции, руководителям предприятий, предоставивших спонсорскую помощь, – ОАО «ВНИИР-Прогресс», ООО «НПП Мера», АО «НПП Топаз», ООО «НПО НаукаСофт», АЭРОНОВА; а также организаторам: Ассоциация выпускников и сотрудников ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, Академия наук авиации и воздухоплавания, МГТУ ГА, Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), МБУК «Мемориальный Дом-музей усадьба Н. Е. Жуковского», ООО «НПО НаукаСофт».
На сайте конференции ВНТК памяти Н. Е. Жуковского, будет размещена информация о том, когда и где будет опубликован сборник тезисов докладов участников (после стандартной процедуры сбора и обработки всех научных материалов). Материалы докладов участников конференции планируется опубликовать в сборнике докладов конференции в бумажном и электронном виде (elibrary.ru).